Фото: gazeta-efremov.ru
Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Зыкова рассказала об основных аспектах работы детского телефона доверия в регионе:
– По своей сути телефон доверия – служба, оказывающая экстренную психологическую помощь людям, находящимся в кризисном состоянии. Один из главных принципов его работы – безусловное внимание к позвонившему и анонимность.
Детский телефон доверия – это первичное звено обращений детей со своими проблемами. То есть, самый первый шаг, который ребенок может сделать на пути выхода из сложной ситуации, с которой он сам или с помощью родных не сможет справиться.
Кроме того, телефон доверия служит для укрепления семьи, профилактики детского и семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков. Задача специалиста этой службы – выслушать, оценить состояние позвонившего, дать ему совет, вывести из состояния тревожности, агрессии, депрессии.
Если проблема, о которой сообщил позвонивший, требует разрешения иными лицами (например, речь идет о преступлении в отношении детей), то ему разъясняют, куда именно он может обратиться. И, как отметила Наталия Зыкова, в подобных случаях она как Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области может оказать содействие в проведении проверки сообщения, чтобы информация не осталась без внимания.
– Если ребенок сочтет нужным сообщить данные о себе и посчитает необходимым воспользоваться предложенной помощью, мы, конечно, ему поможем. Эта работа будет проводиться до тех пор, пока проблема, с которой обратился позвонивший, до конца не разрешится, – сказала Наталия Зыкова.
В целом, на телефон доверияобращается как молодежь, так и взрослые, в том числе, люди пожилого возраста.
Дети звонят по самым разным вопросам: из-за плохой оценки или непонимания в семье, по поводу жестокого обращения сверстников, или интересуются, как выходить их конфликтных ситуаций с родителями и педагогами.
Взрослых больше волнуют проблемы межличностных, семейных взаимоотношений.
Одним из самых значимых факторов телефона доверия является его анонимность. Именно поэтому, несмотря на наличие друзей, родителей и школьных психологов, ребята звонят на этот телефон. Объяснение этому простое: у каждого из нас бывают ситуации, когда на душе тяжело, а разговора с подружкой, другом, мамой, психологом в школе недостаточно или он нежелателен из-за деликатности вопроса.
Есть и другой немаловажный плюс. Звонок на телефон доверия – бесплатный. Сегодня практически у каждого подростка есть свой сотовый телефон, поэтому звонок с него не вызывает затруднений у ребенка. При этом полная конфиденциальность, анонимность разговора детей успокаивает. Довериться не видимому специалисту службы психологической помощи для ребенка является более комфортным способом коммуникации.
В помощь детям и подросткам действует не только телефон доверия, но и сама Наталия Зыкова. Пока к Уполномоченному по правам ребенка в Тульской области чаще обращаются взрослые. Но во всех учебных учреждениях размещена информация с контактами, телефонами и электронными адресами.
– Дети обращаются через социальные сети или на мероприятиях с моим участием.
К сожалению, в последнее время подростки проводят много свободного времени в интернете, общаясь друг с другом виртуально. Это нужно учитывать и, соответственно, подстраиваться под них. И развитие службы доверия, оказания помощи через социальные сети, на мой взгляд, является актуальным и востребованным явлением.
Но сколько бы ни было всевозможных служб помощи, для ребенка самым лучшим другом должен быть его родитель, и доверительные отношения со своими детьми взрослые могут установить с помощью умения слышать, понимать и принимать детей.
За психологической помощью на телефон доверия в 2017 году позвонило всего 5309 человек, из них 1488 мужчин (28%) и 3821 женщина (72%), в том числе 2797 детей и подростков (52,7%) и 2512 (47,3%) взрослых граждан, из них 517 родителей детей и подростков (лиц, их заменяющих) и 1995 иных взрослых граждан.
Наталия ЛЕОНОВА,
«Тульские известия»
Источник: Газета Заря
21.05.2018 12:26